нлп

Ну, скажет уважаемый читатель, вот и добрались! Нам сейчас опять будут впаривать какую-то экстрасенсорную фигню про архетипы, под маской психологии, дабы заморочить нам мозг!

Какие Архетипы? Зачем они нужны? У нас и так все хорошо!

Если я скажу, уважаемый читатель, что может быть намного лучше? Если мы воспользуемся глубинными знаниями и сможем с помощью них влиять не только на ум одного человека, но и каким-либо образом оказывать воздействие на группы и даже массы людей.

Из этой главы вы узнаете:
- Что такое Архетипы?
- Историю происхождения Архетипа
- Как Архетип проявляется в жизни
- Как использовать архетипическую модель в жизни

 

Возникновение понятия Архетип

Когда мы говорим про архетипы, первое, что приходит на ум, это Карл Густав Юнг. Именно Юнг был первым человеком, который в психологии заговорил о таком понятии, как архетипы. Возникает вопрос, откуда Карл Густав Юнг взял идею архетипов? До Юнга, например, были греческие философы, которые тоже оперировали понятием архетипа.

Откуда же появилось понятие “Архетип”? 

Термин Архети́п (от древне греческого ἀρχέτυπον «первообраз, оригинал, подлинник, образец» Архетип // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

В данном определении необходимо обратить внимание на слово “первообраз”.  То, что впоследствии  Карл Густав Юнг назовет “изначальными образами”. То, откуда все началось. Именно в этих “изначальных образах” мы увидим сплав культурного, философского и, в нашем случае, Психического или психологического Начала.

Эволюция Архетипа

При всей сакральности и таинственности Архетипа в  нем нет ничего таинственного. Я приверженец эволюционной теории (при всем уважении к креационистам и конструктивистам), опираюсь на эволюционную теорию эмоций Роберта Плутчика и, как следствие, на исследования эмоций Пола Экмана.

И это не кажется пародоксальным, ибо с моей точки зрения  и Плутчик, Экман и другие уважаемые ученые, всего лишь дополняют труды Юнга своими открытиями и совершенно не противоречат глубинной юнгианской психологии. И каждое открытие это подтверждение глубиной правоты Юнга.  Поэтому для меня совершенно понятно происхождение феномена Архетипа и его значение для психологии.

Давайте разбираться... 

Только что появившийся на свет ребенок начинает познавать мир через своё тело.  Он познает мир через координаты психологического пространства. Далее - через контакт с мамой и через эмоциональный контакт с другими людьми. Позже малыш начинает общаться со взрослыми, со своими сверстниками, собаками, кошками и всем, что его окружает.

Благодаря этим социальным контактам знания о коммуникации паттернизируются, становятся неким шаблоном, сначала в индивидуальном бессознательном, а в последствии происходит паттернизация коммуникативного опыта с социумом.

После 35-45 лет личный  опыт, коллективные паттерны и знания объединяются, укрепляются, я бы даже сказал, Цементируются. Далее они передаются из поколения в поколение, таким образом возникает Традиция. Традиций существует немало. Однако, человек обладает только двумя руками, двумя ногами, головой, некоторые “Хомо Сапиенсы” могут даже Мыслить (не все, конечно), поэтому предположим, что  существует и Общая Психологическая Изначальная Традиция.

Тогда Психология, которая задумывалась как Наука о Душе, приобретает некое иное звучание. В отличие от современной трактовки науки Психология, как идеи технологического воздействия между Клиентом и Психологом(Психотерапевтом)

Вспомнить Всё! Или откуда Мы знаем наши Знания?

Откуда же мы знаем наши знания? Ведь мы не родились такими умными, великими, с огромным багажом знаний, навыков и опыта…

Здесь хочется сказать о таком понятии, как “Забывание”. Под “Забыванием” мы понимаем, что многое из прошлого опыта забывается или игнорируется. Мы говорим на русском языке, а откуда он взялся - забываем. У нас есть культурно-исторические особенности, а откуда они взялись мы забыли. Это идея психологических защит и поведенческих стереотипов.

Мы ведем себя, как если бы, “естественно”, у нас есть особенность забывать. Забывать большой пласт мира, который кажется ненужным и использованным. Однако этот пласт незримо присутствует каждый день в нашем мире. Мы не задаемся вопросами, как мы понимаем, что мы русские, белорусы или молдаване? Не задаемся вопросом, почему мы легко говорим на том или ином языке...

И тогда мы начинаем “забывать” про такие понятия как:

Протокультура -  изначальная культура, которая связывала материальный и духовный мир. Если мы посмотрим на поведение человека, то у него всегда, на протяжении традиции, была идея обожествления или одухотворения многих стереотипов поведения. Из Протокультуры появляется национальная, религиозная культура и как следствие мировая, человеческая.

Працивилизация -  связь материально-физических аспектов. То есть,  связь материально-технического мира и научной цивилизации. Идея связи материального и исторического формата, которая порождает во многом человеческую эволюцию, в том числе и технический прогресс.

Изначальная Традиция -  духовно-посвятительный план эволюции, то, что мы называем  Душой. А позже именно из этого пласта появляется наука - Психология. Иначе говоря, Наука о Душе! Кстати, про психологические техники и психотехнологии тогда никто не помышлял.

Итак:

  • Протокультура
  • Працивилизация
  • Изначальная традиция

Это триада, на которую опирается вся человеческая цивилизация. Триада, которая бессознательно человечеством “забывается” в обычной жизни обычных людей, но остается жить в мифологии, сказках, танцах и ритуалах народов мира.

Когда мы говорим  об архетипах, тут нас начинает уничтожать различного рода научное мифотворчество и концептуальные спекуляции, которые к реальному миру не имеют никакого отношения. И мы их обязательно коснемся, поскольку складывается ощущение, что некоторые ученые вообще оторваны от реальности.

Может, пора "Вспомнить Все?!"

Когда мы слышим музыку, смотрим кино, видим  визуальные объекты, а особенно предметы народного искусства или сакральные символы, то мы на них бессознательно эмоционально реагируем. Эти эмоциональные реакции управляют нашим бессознательным выбором. Исходя из этого мы можем предположить, что данный бессознательный выбор каким-либо образом закодирован в  опыте познания мира.

Духовно-посвятительная традиция, так или иначе, связана  с одним очень важным локусом  - выживанием человечества. Любая культура любого народа скреплена духовно-посвятительной традицией. Можно даже не задавать вопрос о том, каким образом передается история рода, племени, нации, государства и, как следствие, Человечества.

Это идея выживания определенных национально исторических эпох и даже народов, когда в культуре закрепляется определенный исторический миф  позволяющий нации объединиться и возродиться вокруг национальной идеи- фашизм, коммунизм, явные тому примеры, к сожалению не очень гуманные, но очень иллюстративные.

Если бы не было идеи обожествления или одухотворения многих стереотипов поведения, то не было бы идеи духовного (психологического) выживания любой человеческой культуры. Именно медитативные и религиозные практики особенным образом формировали мозг. Именно через медитативные или религиозно-мистические практики передавалась изначальная традиция, и, в том числе, психологическая традиция.

Интересен тот факт, что в каждом этносе и в каждой культурной традиции присутствуют обряды Посвящения и Инициации. Если повзрослел мальчик или девочка, то через определенный обряд они становятся взрослыми, или их считают взрослыми. Данные обряды не только различаются в зависимости от традиции, но также изменяются со временем внутри одной традиции.

Изменения обрядов в традиции зависит от контекста и ситуаций. К примеру, если у поколения были такие факторы и переживания, как голод, война, то люди взрослели очень быстро. А поколение, где данные факторы и переживания отсутствовали, на фоне их сверстников, напоминало инфантильных детей.

Мифы, как Основной язык Архетипов

Знания, которые сохранила цивилизация, передавались из поколение в поколение через мифотворчество. Через мифы можно было передавать гораздо больше человеческого опыта , нежели через обычные логические инструменты  знания. Это происходило потому, что передать эмоциональный и даже технологический  опыт и опыт поколений в нескольких словах невозможно, не был сформирован язык описания опыта.

Мифы это модели, квинтэсенция и концентрация всего человеческого опыта.

Поэтому мифотворчество, так или иначе, тесно связано с психологией до сих пор. Игротерапии, музыкальные терапии, арт терапии и многие из психологических терапий связаны с идеей передачи традиций через образы, которые сразу заходят в бессознательное. Ведь невозможно передать миллионы единиц опыта через логику. Через логику можно передать единовременно только 7+-2 единицы информации. Именно поэтому существует идея терапевтической метафоры, которая воздействует на глубинную, бессознательную структуру человека и до сих пор является одним из самых эффективных средств психотерапии.

Мифотворчество семьи, рода, государства, будет, так или иначе, находиться в ноуменальном мире, в мире Идей. Это может быть культура, сакральная символика, собственная живопись, музыка, танцы. Именно они позволяют создавать ту среду, в которой развиваются этносы. Так появляются сказки, свойственные народам мира, образы, которые тесно связаны с передачей национальной, религиозной и эмоциональной традиции, позволяющей обеспечить выживание нации и культуры в целом.

Если мы говорим о развитии традиции, именно мифологические знания, сказания, предания, танцы являлись основой передачи эмоционального и коммуникативного опыта. Мы никуда не уходим от эмоционально-поведенческого профайлинга. Потому что именно мифы, музыка, образы вызывали резонанс, который рождал те или иные  эмоции.

Разные народы мира в базе испытывают разные эмоции, и это, как правило, связано с доступом к ресурсам. Если ресурсов много и их хватает на всех, тогда - эмоция радости, если задача биться за ресурс, то появляется эмоция гнева и она будет преобладать. 

По большому счету,  поведение человека в определенном контексте, его осознание бытия и, как следствие, его мифотворчество начинают складываться в архетип. Миф, музыка, мусические искусства начинают создавать архетипическую модель поведения человека. Что значит архетипическую?

Архетипическую - изначальную традицию, в которой складываются только выживательные, эволюционные инструменты поведения человека. Те инструменты, которые позволяют этому этносу или этой культуре выжить. По сути все  мифы, этно-культурные предания, свойственные тому или иному народу,  универсальны. Да, герои в сказках могут быть разные, это зависит от того, на каком уровне находится культурно-историческая традиция, но при этом “Путь Героя”, он всегда одинаков.

Аналогия, Подобие и, как следствие, Универсальность

Первая идея архетипа - это идея Аналогии. Вторая идея архетипа - это идея Подобия. Отсюда возникает заимствование в религиозно-мистических культах. Практически все религиозные учения связаны с Бого-Человеком, которому так или иначе открылась Благая весть и которую он должен был донести  до всего человечества. Такими Миссиями были Христос, Магомет, Будда.

Именно по идеи Подобия и заимствования формировались ведущие мировые религии. Однако если посмотреть на Первообраз той или иной религиозной традиции то мы неминуемо увидим реализацию  той или иной форме Универсальной идеи Восхождения человека к Божественному разуму, эволюции человеческого начала в Духовное. Отсюда универсальная идея Богоотождествления. которая присутствует  в любом религиозном учении.

Идея Аналогии связана с сокрально-мистическим мифотворчеством. По аналогии создавались традиционные мифы и герои, которые иногда и имена имели Анологичные по звучанию. Не очень сильно отличается римский Геракл от греческого Геркулеса, да и подвигами там много общего.)

Если мы посмотрим на все духовно-посвятительные, религиозные, философские традиции, то они тесно связаны с дуальной природой человечества. Дуальная природа человечества сокрыта в таких символах как крест, инь-ян, борьба Добра и Зла, Мужское и Женское...

В мифах, ритуалах, текстах, в питании, в речи закодирован огромный культурно-исторический и, как не парадоксально, психологический смысл бытия человека. Когда мы говорим об архетипе, мы всегда говорим об универсальной  бессознательной кодировке, которая лежит в культурно-историческом пласте человека.

Этот культурно-психологический пласт передается через мифы и символы вызывающие универсалие  эмоциональные патерны реагирования, которые в последствии цементируются бессознательной культурой, национальным языком , сказаниями, музыку, танцы. И если взглянуть даже поверхностным взглядом на разные культурные традиции мы увидим что они похожи своими универсальными принципами и разняться в человеческой интерпретации.

И основой передачи Традиции является именно Архетип.

С моей точки зрения:

  • Архетип - единая бессознательная структура, человеком (зачастую) не осознаваемая.
  • Архетип всегда является двойственной структурой, несмотря на его единство. В нем находится: сознательное и бессознательное, мужское и женское, социальная и теневая сторона, и тд...
  • Архетип - неосознаваемая, бессознательная структура. В НЛП есть такая пресуппозиция “Карта не равна территории”. С точки зрения архетипа, когда мы говорим, что карта не равна территории, мы говорим о том, что мы не можем изначально познать весь мир того или иного человека. Мы можем только предположить, но наши вероятностные прогнозы могут достигать 75-85%.
  • Архетип - это контекстуально-территориальная структура. Потому что эмоциональное реагирование зависит от питания, территории, солнца, зимы, весны, лета, наличия ресурсов. Доминиканец, например, будет всегда отличаться от финно-угорской народности.
  • Архетип влияет на произвольное и непроизвольное поведение. Так или иначе, бессознательное является приоритетом над произвольным и непроизвольным поведением.

Архетип  может выражаться в виде эмоционального образа, мифотворчества. Например, в таком понятии, как эволюция\инволюция, борьба добра со злом, проявляется в героическом эпосе. Любое мифотворчество или героический эпос вызывает эмоциональный отклик в душах людей. Отсюда возможно использование Архетипа, как средства донесения информации до массы людей. Как следствие, появляется возможность использования архетипичных образов (посланий) в политике, рекламе, маркетинге.

А Нам это Зачем?

Если идея познания непознаваемого изначально ошибочна, то зачем мы это делаем? Мы это делаем для того, чтобы хоть как-то облегчить наш путь познания непознаваемого, поставить хоть какие-то знаки на этом пути. Для того, чтобы мы могли достигать через Путь своих целей и результатов. В силу опыта мы начинаем переходить к таким путям как “припоминание прошлого” и “узнаваемость прошлого”.

Познание непознаваемого через припоминание и узнавание лежит в основе модели архетипов. Иначе говоря, мы не можем знать весь наш прошлый опыт, который измеряется сотнями тысяч лет существования человечества. Но, используя инструменты, такие как символы, предания, обращение внимания на определенные категории, критерии мы можем приблизиться к познанию человеческой личности и человеческого начала. Как следствие, влиять на человека. И чем больше человек не осознает опыт, тем хирургически точным может быть наше воздействие.

Например:

Архетипы и их использование в Имидже.

Давайте представим, что у нас стоит задача донести до группы людей некий свой статус. При этом уровень ресурсов, например, временных сильно ограничен, на всё у вас 20 минут. При этом мероприятие носит правительственный характер. Повторюсь, время ограничено.

Стоит задача донести до аудитории свой экспертный статус, и это можно сделать через Архетипичную модель Правителя, который задает правила игры в данном контексте. Правильно подобранный имидж и психогеометрия пространства позволяют это сделать достаточно точно. И если сделать все правильно, то и минстра можно подвинуть.)

архетипы

Архетипы и их использование в кадровом менеджменте.

Если мы возьмем контекст кадров и командообразования, то тут тоже все достаточно понятно. Кого мы ставим на должность начальника склада? Конечно, туда нужен человек в архетипе Хозяина, но никак не Принца или Трикстера. Сомневаюсь, что Павел Воля или Гарик Бульдог Харламов там будут уместны.

архетипы

Простое упражнение: кого возьмем начальником склада?

Архетипы и их использование в брендинге.

архетипы

Ну, и конечно же, брендинг и реклама на сегодняшний день не представляются без работы с архетипичными образами. Именно через коллективное бессознательное доносится информация до потребителя. Каждый товар на полке магазина, так или иначе, работает с бессознательным покупателя, минуя его логику и проникая в бессознательное, заставляя нас делать выбор вопреки нашей воли.

Такие страшные слова, как позиционирование, перепозиционирование, брендинг являются основами стратегического маркетинга. Являются ключевыми инструментами для маркетолога.

Все это окружает нас каждый день. Мы этого часто не замечаем и не осознаем, однако, это инструменты влияния или, как скажут некоторые, инструменты манипулирования. Именно для этого мы начинаем изучать коллективное бессознательное!

 

 

Поделиться
  •  
  • 36
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 36
    Поделились

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *